Праздник благодарности

 

Архимандрит Савва (Мажуко)

Праздник Пасхи – это праздник благодарности, ведь именно благодарность лежит в основании христианства. Быть благодарным– это талант, это особое помазание. Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Богу мы не можем воздать ничем, поэтому и все наши жертвы Ему – «Твоя от Твоих».

Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – вопрошает Псалмопевец, и отвечает: Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс 115:3–4).

Принять с благодарностью то, что подает нам Господь – вот наш труд, наш под-

виг и наша миссия. Отличие благодарного человека – способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто обретая зрение, начинает видеть вещи, которых до того не замечал. Поэтому благодарность лежит в основе и религии, и любви, и творчества. Благодарность – это особое отношение человека к Богу и миру, состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение.

Человек благодарный открыт другому и поэтому через благодарность приобщается уже не чужому труду, красоте и любви и радости.

Радость дается нам по причастию к источнику радости через благодарность. Только благодарный человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в жизни, значит причина тому – неспособность к благодарению, невосприимчивость к любви Другого. Какие бы милости Господь ни изливал

на меня – единственные врата радости, врата благодарности закрыты во мне и мною, я недосягаем для радости. Поэтому мы и молимся перед Причастием: Возьмите врата, князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет царь славы (Пс 23:9).

Святитель Григорий Богослов пишет: «Мы получили бытие, чтобы благоденствовать». Другими словами, мы живем, чтобы жить и получать от этого радость. Господь создал человека для того, чтобы он получал радость от того, что он делает. Не удовольствие, а радость. Удовольствие сопряжено с эгоизмом, радость – с благодарностью. Тогда не будет дерзостью сказать, что радость и есть смысл жизни, и даже: радость и есть жизнь. То, что максимально противостояло жизни– смерть, – побеждено Воскресением Христовым, и потому радость Евхаристии, радость Жизни есть радость Пасхи. Радость Пасхи – радость  восстановленного, исцеленного и цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а значит и – радость тела.

Пасха возвращает нам радость тела. Она есть у детей. Когда мы видим, как танцуют дети, как они бегают, дурачатся – это радость тела, присущая только детям, далеким от парения похоти. Они живут в первый раз и еще недалеко отошли от начала жизни и не утратили возможности радоваться телу,  радоваться телом. Для взрослых чаще всего эта радость закрыта, потому что с радостью тела в них спорит удовольствие плоти. Тело дает радость, плоть – удовольствие. Радость тела открыта для девственников, живущих в благодарности и благодарении, для целомудренных, но это только начатки, предвосхищения той цельной радости всего исцеленного человека, которая возвращается нам, возвращая нас в детство через Пасху. Пасха – это радость тела, тела воскрешенного, обоженного, а значит, пронизанного Божественным совершенством, Божественным блаженством и Божественной радостью.

Пасха возвращает нас в детство, а значит – к самому Источнику Жизни, изобильному и неиссякаемому. Только во Христе мы способны приобщиться

 подлинной радости. И эта радость все человеческое преображает и исцеляет, наделяет подлинным цветом и звучанием. Поэтому только христиане способны чисто и светло радоваться простым человеческим радостям. В отеческих книгах их называют «утешениями».

Принятое с благодарностью и благодарением доставляет подлинную радость – радость уютного дома, теплой постели, радость конфет, хорошей книги, удобной

одежды и т. д. Подлинная радость освобождает от рабства вещам и дарит вещи, освобождает от страха и учит радоваться Богу с трепетом (Пс 2:11), освобождает от страстей и возвращает радость быть человеком.

Бесценный и живительный дар Евхаристии, «ложечка Жизни», как говорят дети,

доступен нам благодаря подвигу Богочеловека. Бог-Слово приходит на землю, принимает в Свою Ипостась всю полноту человечности– вочеловечивается, исцеляет человека в Самом Себе, становится родоначальником нового, живого человечества и ветхого человека– трупоносца – насыщает Жизнью, приобщая его исцеленному и обоженному человечеству. Это не просто повод для радости и благодарности, это и есть Радость в ее чистом виде.

И сегодня мы принимаем эти дары Человеколюбца и всем своим существом, душой и телом, сердцем и помышлением благодарственно славим Того, Кто для нас есть истинное желание и неизреченное веселие и Кого ныне поет вся тварь. Аминь.