Крещение Господне

1355322849_kreschenie2Крещение Господне

12 дней разделяют два великих праздника — Крещение и Рождество. Их называют «святками», святыми днями. Пост по средам и пятницам отменяется в эти дни. Был ранее такой обычай — ходить по домам и «славить Христа». Пели рождественские песнопения, делясь избытком радости с ближними, иногда получая угощение. Но исторически, около тридцати лег разделяет эти два события в жизни Иисуса Христа; между ними проходят и многие другие — радостные или печальные. Наиболее известное из них избиение 14 тысяч младенцев вифлеемских, когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя, решил убить его, чтобы не лишиться царства. Около года потратив на поиски Младенца, решил поступить просто: убить всех младенцев от 2 лет и младше в окрестностях Вифлеема, где, по пророчествам, должен был родиться Христос. Заодно были убиты и те мудрые мужи иудейские, что знали о предсказаниях. В их числе убит был отец Иоанна Крестителя за то, что не хотел отдать его маленького на избиение. Однако сохранил обоих младенцев Господь: Младенца Иисуса и Матерь Его Иосиф увез в Египет, по откровению Ангела, а младенец Иоанн вырос в пустыне, питаясь медом и акридами.

По смерти Ирода было откровение праведному Иосифу, и он вернулся вместе с семьей в Израиль, в город Назарет. До тридцати лег жил в этом городе Сын Божий. «‘Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Нигде не сохранилось подтверждения тому, что Он будто бы ходил в эти годы по разным странам, изучая другие религии и выбирая из них лучшее, тем самым составляя христианское учение. Если Он был Сын Божий — всю мудрость дал Ему Бог Отец, не правда ли?

И вот, исполнилось 30 лет Иисусу Христу. Этот возраст считался совершенным для мужчины в Израиле. «В те дни приходит Иоанн Креститель в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.»

…Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Зачем нужно было креститься безгрешному Сыну Божию? «Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

 Тысячи людей погружались в Иордан (а слово «крещение» означает в первоисточнике именно «погружение»), и воды Иордана как бы омывали грехи человеческие, растворяя их в себе, — как имеет свойство вода смывать различную грязь. Безгрешный Сын Божий вошел в эти омертвевшие воды и взял на Себя бремя наших грехов, разделил с нами всю тяжесть и скорбь нашей жизни. По образному сравнению. Он вошел как бы в белоснежной одежде, а вышел в кроваво-красной от грехов, и это было предвестием Его смерти за наши грехи, для нашего искупления. Именно в этот момент Он приобрел саму возможность умереть — ведь, как безгрешный Сын Божий, Он был неподвластен смерти.

Вот какой ценой освятились, очистились воды Иорданские. Есть еще один смысл в этом таинственном событии. «…Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю… «

Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и… отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И свидетельствовал Иоанн: «Пославший меня крестить в воде, сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, тот есть крестящий Духом Святым».    

Тридцать лет прожил Сын Божий среди народа израильского, как Сын Человеческий. Все знали эту простую, бедную семью. Кто, кроме Девы Марии и Его мнимого отца, знал о Его необыкновенном, небесном происхождении? О Его необыкновенной миссии как Спасителя Мира? Как мог выйти Он к людям и рассказывать о тайнах Царства Божия и предназначении человека для вечной жизни, кто поверит Ему? И вот, в момент крещения. Он был предъявлен — представлен — народу как Сын Божий. Сотни людей ждали рядом своей очереди креститься. Они также были свидетелями и, возвращаясь в свои города, далеко разносили эту весть. Потому праздник Крещения в Церкви называют и Богоявлением Сын Человеческий Иисус Христос был явлен народу как Сын Божий.

Хочется напомнить, что для нас крещение несет таинственный смысл рождения в вечную жизнь. «И сказал им (ученикам): идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Но нельзя полагать, что крещением мы автоматически спасаемся, что можно больше не беспокоиться о душе. Нужна, конечно, праведная жизнь, но и не только в этом спасение.

Ведь именно праведные фарисеи распяли Христа. Не забывайте о том, что есть мир невидимый. Есть Ангелы, поставленные Богом хранить нас в этой жизни, но есть и мир падших духов. Когда сотворил Бог Адама, первого человека, по преданию, Он предложил Ангелам поклониться новому творению. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, весьма хорошо».

Но один из верховных Архангелов отказался, сказав: «Ты создал нас из света, а его — из глины». И отпал он от Бога, увлекая за собой многих ангелов. И с тех пор падший ангел все пытается доказать Богу, что человек не достоин был поклонения. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба моего Иова? Человек непорочный, справедливый…. И отвечал сатана Господу: простри руку твою и коснись всего, что у него, благословит ли он тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей». Можем ли мы своими силами справиться с подступающим к нам злом? Тяжело родить ребенка, но неизмеримо больше трудов нужно, чтобы вырастить его. Вырастет ли он сам, без родителей? После крещения начинается рост и возмужание личности, в преодолении многих опасностей. Не забывайте об Отце нашем небесном и о благодатной помощи Церкви. Приходите не только раз в году, за святой крещенской водой, создавая огромные очереди и ссорясь в них! Разве для этого стоит Церковь, чтобы раз в году освящать воду? Разве не в помощь нам?

И еще одно напоминание. Рекламируется почему-то в качестве православной традиция гадать в эти святые дни или наряжаться во что попало до неузнаваемости и мазаться сажей, бродя по домам и улицам, пугая ближних. Какая тут радость? Разве не зря мы нечистую силу зовем «нечистой»? Тем более это неприемлемо в день накануне Крещения — 18 января Крещенский сочельник, когда строгим однодневным постом мы готовимся в духовной радости встретить этот таинственный миг: по преданию, в полночь освящаются все воды на земле.

Принято в Православии крещенской водой окропить все углы своего жилища. Если ее выпить «натощак» в день Крещения, после молитвы — это будет равносильно причащению.

 4451280