Священник Константин Камышанов
Однажды я беседовал с женщиной, пришедшей «поговорить с батюшкой». По ходу разговора она догадалась о том, что ей предлагаются не волшебные средства, а добродетели в качестве средства решения проблем. Когда она догадалась, то отошла на шаг назад и воскликнула в ужасе:
– Вы что, хотите из меня сделать святую! Вы хотите, чтобы я надела мешок на голову, как ваши церковные старухи? Да я еще ни разу не была в Турции. Я еще молодая!
Ей-богу, я ничего не предлагал ей в качестве одежды. Просто просил быть добрее с мужем.
Пример показателен. Из него видно, что человек определил место Богу в качестве посыльного курьера добрых дел. Он показывает, что человек не допускает даже в мыслях заменить свою жизнь на жизнь в Боге, свои страсти, на Христовы страсти. То есть он просто выталкивает Бога за двери вместе со всеми Голгофами и Фаворами. Он вполне доволен своей собственной любовью, и божественная ему не нужна. А это и есть не-смирение или продолжение борьбы с Богом за первенство. «Будете как боги», – сказал сатана. Вот и становятся сами себе боги.
У нас сложилась традиция боязни иметь личные отношения с Богом. Считается, что разговаривать самому с Богом – дерзко. Предупреждают, что можно обмануться и принять советы от обманщика рода человеческого, которому Господь почему-то допускает нас обманывать. С Богом нельзя болтать по-простому. Предлагается искать толмача, который бы с человеческого переводил бы на небесный и с Божественного на русский.
Хотя, если не лукавить, каждый сам прекрасно знает, что он должен Богу и людям. Поездки по знатокам воли Божией удобны тем, что снимают ответственность с личности. Это как повторное бегство Адама в кусты и повторное перекладывание ответственности за поступки на третье лицо
Конечно, фельдшер должен советоваться с доктором. Доктор – с профессором. Профессор – с академиком. Но если фельдшер, то и дело, будет спрашивать у профессора, когда мазать лоб зеленкой деревенским ребятам, то его надо увольнять.
Творец создал нас для принятия СОБСТВЕННЫХ решений. В Раю не нужны алюминиевые солдатики, ходящие строем под дудку и команды. Богу нужны не пионеры, а дети, разумные, растущие и ответственные за поступки.
Мы с легким сердцем делегируем возможность общения с Богом старцам и отказываемся от личного диалога с Богом. Об этой проблеме писал еще преподобный Серафим в наставлении о молитве: «Вот, вы молитесь Богу и призываете Его к себе. Он приходит, а вы продолжаете Его призывать: Приди, приди. Это как если бы вы звали гостя, а тот пришел бы к вам и сел. А вы все говорите ему: Приди, приди. И гость бы подумал, что это вы с ума выступили?»
Личное общение перед Богом предполагает и личную ответственность перед Ним. Нет общения – значит, и нет ответственности. Во всем виноваты не мы, а старец, который нам сообщает волю Божию. И принимает на себя все наши риски. Удобно. Закопал таланты – и порядок. Или выплатил Богу процент воли и успокоился, оставил ядро души вне Бога.
За этим забором небесного оброка кроется глубинный страх женщины, ни разу не бывавшей в Турции: потерять свою драгоценную волю. В примитивном случае – расстаться с яркой и вольной одеждой, вином, пляжем и громкой популярной музыкой. В более сложном – расстаться с ролевой игрой христианина, смиряющегося у старца и восстающего на ближних, на правах обладателя воли Божией дома. Такое вот полу-смирение, двоевластие с Богом.
Пречистая Дева не только приняла слова Архангела, Она вместе с ними приняла ответственность за этот поступок. Очень сильное решение. Очень мужественное и смелое.
Нам не хватает ни смелости, ни чистоты. Мы часто ведем себя, как трусы. Приобретаем страх и теряем жизнь. Почему-то нас не пугает ни тяжесть земного поприща, ни будущий кошмар ада. Зато пугает вежливый стук Бога в наше сердце.
Бог смиренно просил Деву пустить Его в душу, и Она отворила ему дверь сердца. У нас найдутся тысячи оправданий нашей косности. А главное оправдание в том, что Она была особенным человеком, не таким как мы. Хорошо Ей, Она вон какая… Но Она- то этого не знала. Она была простой девушкой из глухой деревни.
В этот праздник мы поражаемся вежливости и смирению Бога, просящего человека о сотрудничестве. Мы поражаемся нерастраченной детской вере и смелости Пречистой Девы, вышедшей в новый мир, как в неизвестный космос. И мы, имея в виду эти поразительные события, должны спросить самих себя: насколько мы сами честны с Богом, тихо стучащимся в наше сердце и ожидающим нашего личного благовещения, преображения, Голгофы и воскресения. И главное, в самом ли деле, мы любим Бога, доверяем Ему и не боимся ли Его?
Художник Джон Коллер. Благовещение